Свадебный портал «Горько»!


Всё о свадьбе

Татарские послесвадебные обряды

18 апреля 2006 г.
К числу послесвадебных обрядов в мишарской свадьбе следует отнести обычай, когда молодожёнов и родителей жениха приглашали родители невесты как бы для ответного угощения. Этот обычай назывался заимствованным из русского языка термином “паклун”. Данный обряд служил для более близкого знакомства родственников жениха и невесты. В дом к невесте шла обычно близкая родня жениха (в каждом татарском селе существовал определённый круг лиц, имеющих право присутствия на “паклуне” в доме невесты). Обычно, как это мы уже отмечали выше, шли молодожёны и родители жениха, но в некоторых сёлах приглашали и близких родственников. К середине 50-х годов стало практиковаться и обратное приглашение: со стороны жениха звали родителей невесты (иногда и их близких родственников).

У мордвы в конце XIX в. в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой на неделю-две в дом своих родителей через некоторое время после свадьбы.

После свадьбы положение невестки в традиционной мишарской семье было обычно тяжёлым. Она должна была соблюдать различные табу: отдельно есть до тех пор, пока в дом не приходила новая невестка; нельзя было общаться со свёкром, ходить босиком, показываться без платка - свёкру показывать можно только лицо; на стол, когда кормили мужчин, должна была быстро подавать и уходить. Почти такое же отношение к невесте было и в традиционных мордовских свадьбах: молодая до рождения ребенка ела стоя.

Общими для мордвы и мишарей являлись обычаи избегания. Родители жениха обращались к молодой словом “невестка” (мокш. - рьвяня; миш. - килен). Ее могли звать и по имени мужа - Фярит катны (жена Фярита), у мокши звали также по имени мужа - Вася+рясь (жена Василия). Невестке нельзя было звать по имени свекра.

Муж и жена обращались друг к другу не по личным именам, а через имена детей, к примеру, Касим атасы (отец Касима), Касим анасы (мать Касима), либо просто аталары (их отец), аналары (их мать), син (ты), сића ђтђм (тебе говорю); у мордвы - тон (ты), тейть (тебе).

По-особому обращались снохи между собой в мишарской и мордовских свадьбах. В мордовских свадьбах наречённым именем невесту могли звать только близкие родственники (мазай, павай и т.д.), причём как только молодая получала новое имя, прежнее в семье не употреблялось. Среди мишарей снохи между собой обращались в иносказательной форме: чђчђгем (цветок мой); дустым (моя подружка); матурабыстай (матур - работящая; красивая; абыстай - старшая женщина); чибђрабыстай (красивая абыстай) и др.
Источник: safazhay.narod.ru


Адрес страницы: http://www.gorko.nnov.ru/articles/postweddingceremonies/tatarwedding/