]]>
 
]]>
]]>
Главная страница
]]>
]]>
Карта сайта
]]>
]]>
Контакты
]]>
]]>
Логин: Пароль:
]]>
]]>]]>
Главная страница Главная страница  \  Всё о свадьбе  \  С чего начинается свадьба  \  Традиции  \  Брак у славян
]]>]]>

Всё о свадьбе

Брак у славян

17 апреля 2006 г.

Более известно мнимое похищение по взаимной договоренности парня с девушкой или самовольный уход девушки к жениху (так наз. "тихоматный" брак, "выкрадом", "уводом", "самоходкой"). Следы купли невесты сохраняются в обряде выкупа невесты у ее брата, в символической продаже ее косы, в приговоре свата "У вас товар, у нас купец" и тому подобное. Наиболее обычен БРАК путем договора сторон, что находит выражение в церемониях предсвадебного сговора, скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого), в публичном засвидетельствовании БРАКА широким кругом участников свадьбы и односельчан, в выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на масленицу.

Различны и формы БРАКА. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный БРАК: невеста переселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступавшие в БРАК, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.

Ограничения и запреты к вступлению в БРАКА касались возраста, родства, вероисповедания и т.д. Возрастные ограничения выражались в соблюдении очередности вступления в БРАК детей (особенно дочерей) согласно старшинству. Помимо обычного БРАКА с переходом жены к мужу, встречался БРАК, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался "примаком", "подживотником", "привальнем", в шутку даже "молодухой"; говорили, что он "выходит замуж", а невеста "женится" на нем. Повторный БРАК чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, поскольку считалось, что овдовевшие соединятся на "том свете" со своим первым супругом. В первый же БРАК с ними вступали неохотно из опасения остаться на "том свете" без пары.
Супружеская неверность осуждалась и наказывалась. Пару, уличенную во внебрачной связи, переодевали - мужчину в женскую одежду и наоборот - и с позором водили по улицам. При разводе супруги или свидетели разрывали над проточной водой или на перекрестке дорог полотенце, пояс или что-либо из одежды.
Наиболее обобщенный символ БРАКА - круг. Таково заключение БРАКА путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, аналоя, стола, дежи и т. п., оборачивания кругом на одном месте; из предметных символов - кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач;

Многие свадебные термины: "окручаться" (выходить замуж, жениться), "крученка" (любовная связь), "крутить", "повивать" (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), "окрута", "повойник", "завивало" (головной убор замужней женщины), "верч" (вид свадебного хлеба). Символом заключения БРАКА является перемена невестой прически (расплетение - заплетение косы) и головного убора, после которой девушка считается женой, а также связанное с этим порывание и раскрывание головы невесты на свадьбе.
Символика БРАКА как перехода из одного состояния в другое выражается в различных действиях, связанных с преодолением препятствия, границы, водного пространства: перепрыгивание девушек на Пасху через сани, чтобы выйти замуж; перескакивание во сне через стену как предвестье замужества; переезд молодых через огонь по пути к церкви и т.д. БРАК символизируют также различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядом на "посад", опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, эапрягание молодых, подкладывание им под брачную постель хомута и вожжей и т.д. Идея брачного соединения и скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят сковать венец, свадьбу; в выражениях "свадьбу ковать" (играть свадьбу), в поговорке: "Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня. мати, к девичьей кровати!"

БРАК символизируют и действия, связанные с добыванием и поимкой: мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона в свадебном фольклоре, охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде. Действия разрушения и разделения заключают в себе идею расторжения связи с прежним состоянием: в свадебных песнях - мотивы топтания травы, ломания калины и т.п., в самом обряде - битье горшка, ломание ложек после угощения, дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными, разрывание ими печеной курицы. Символика БРАКА раскрывается в противопоставлении чета и нечета (в гаданиях парное число кольев частокола, поленьев в охапке сулит БРАК, а нечетное - безбрачие). Цветовые символы БРАКА - белый и красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно - белое свадебное знамя, красные ленты в косе невесты, красный кушак свата и т. д.

Символический БРАК - мотив различных фольклорных текстов, обрядов и представлений. Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с девушкой, сказки о БРАКЕ сестер с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом. У болгар в Иванов день наряжают в свадебную одежду девочку - символическую невесту Еню (Ивану).
Мотив БРАКА отражен в представлениях, связанных со смертью: в похоронах умерших до БРАКА, оформляемых как свадьба, в сказках и быличках о женихе - мертвеце, в приметах (услышать ночью свадебную музыку предвещает смерть, свадьба снится к смерти и наоборот). В демонологии вихрь представляется как свадьба чертей; существуют поверья о БРАКА чертей с ведьмами, черта с утопленницей, а также БРАК нечистой силы (водяных, змея, упыря и т. п.) с людьми. В сказках с мотивом чудесного супруга круг персонажей, вступающих в БРАК с людьми, еще шире: это различные животные, птицы, рыба, цветок, стихии и светила. Мотив "свадьбы предметов" - ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками - представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии ("женить горелку" - сливать водку в общую чашку на свадьбе, "женить квас, пиво" - разбавлять их водой, "женить серп" - обвязывать его колосьями). Любовно - брачные и свадебные мотивы пронизывают всю календарную обрядность - рождественскую. весеннюю, жатвенную.

Источник: http://www.svadba.spb.ru
Автор: А.В. Гура

]]>
Смотрите также
]]>

Полезная информация

Всё о свадьбе
Свадебные услуги
Свадебные новости
      2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005
      2016 2007 2006
      2014 2013 2009 2008 2007 2006 2005

Общайтесь!

Опросы

От посетителей

Свадебные истории
Свадебные фотоальбомы
Доска объявлений

Рубрикатор

Компании
Персоны
Темы

О проекте

О проекте
Новости проекта
Партнеры
Размещение рекламы
Контакты
]]>
    NN.RU   Rambler's Top100      
]]>
Создание проекта © 2006–2013
Интернет-компания СофтАрт
О cайте | Карта сайта | Ссылки